Псалом 50. Покаянный псалом Давыда

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во славесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.

Этот псалом составлен пророком Давидом, когда он каялся в великом грехе - он убил благочестивого Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавиею. Псалом 50 называется покаянным, потому что он выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании, и по глубине покаяния превосходит, быть может, все остальные.

Пояснение слов и выражений псалма 90:

Щедроты – богатые милости. Паче – более. Наипаче – особенно. Аз – я. Яко – потому что. Выну – всегда. Внегда – когда. Се – вот. Иссоп – трава, употреблявшаяся евреями для окропления себя жертвенной кровью. Даси – дай. Созижди – сделай. Прав - праведный, безгрешный. Утроба – живот, внутренность человека. Воздаждь – дай. Устне – рот, язык. Убо – поистине. Всесожжение – еврейская жертва, при которой животное все без остатков сжигалось на жертвеннике. Ублажи – дай блаженство, осчастливь. Сион – гора в Иудее, в городе Иерусалиме. Алтарь – жертвенник.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое – Мы просим Бога, чтобы Он по особенной Своей милости простил наши грехи.

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну - Мы внимательны к себе, знаем свои грехи, которые беспокоят нашу совесть.

Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти - Мы так много грешим перед Богом, что Он всегда будет справедлив, как бы ни был строг Его суд над нами.

Се бо, в беззакониих зачат семь и во гресех роди мя мати моя - Просьба к Богу о прощении грехов, представляя Ему нашу природную склонность ко греху.

Безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси - Бог открывает человеку то, что ему одному без Бога никогда бы не узнать: Он учит человека истинной вере и показывает путь к Царству Небесному.

Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся - Наша просьба, чтобы Господь послал на нас благодать Свою, очистил нас от грехов.

Возрадуются кости смиренныя - Грех беспокоит и сокрушает каждого человека: его душу, тело, кости. По прощении же греха совесть его успокаивается; отчего и тело и кости как бы радуются, восстановляются.

Дух прав обнови во утробе моей - Просьба к Господу, чтобы Он дал нам правый, прямой путь в жизни или расположил нас к благочестивой жизни.

Не отвержи мене от лица Твоего – Просьба к Господу не удалять нас от Себя, не лишать нас Своего попечения о нас.

Духом Владычним утверди мя – Просьба к Господу силою Святого Духа утвердить нас в добре.

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся – Обещание, в благодарность за прощение грехов, внушать нечестивым волю Божию, чтобы и они обратились к Богу.

Избави мя от кровей – Выражение просьбы, чтобы Бог избавил нас от убийственных грехов.

Возрадуется язык мой правде Твоей - Выражение нашегообещания свидетельствовать или прославлять милость Божию.

Всесожжения не благоволиши - Богу не столько угодны жертвы, сжигаемые на жертвенниках (Евр. 10, 4-6), сколько приятна жертва сердечная: дух сокрушенный, т.е. Ему приятно, когда человек сокрушается о грехах.

Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския - Моление Давида о милости Божией к Иерусалиму.

Благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, возложат на олтарь Твой тельцы - Указывают на различные жертвы, которые в Ветхом Завете евреи приносили Богу.

by Gears of Web studio
каталоги
Яндекс.Метрика