Ангелы
В христианском учении все ангелы — это служебные духи. Они были сотворены Богом до создания материального мира, над которым они имеют власть. Их намного больше, чем людей. Назначение ангелов: это восславление Бога и воплощение славы Его. Они должны направлять и воплощать благодать во славу Божию (потому они есть— великая помощь спасающимся), их удел -это славословие Бога и исполнение Его воли. Ангелы, как и люди, имеют ум ,но ум их намного более совершенен, чем людской. Они — вечны. Чаще ангелы изображаются в виде безбородых юношей, в светлых облачениях с крыльями за спиной (символ скорости) и с нимбом над головой. Однако в некоторых видениях ангелы представали и как шестикрылые (когда же Ангелы не сходны с человеком по внешнему виду, тогда крылья их — как струящиеся потоки благодати) и еще в виде колёс, усеянных глазами, и как существа с четырьмя лицами на голове, и как мечи огненные вращающиеся, а еще в виде причудливых животных (сфинксов, химер, кентавров, грифонов и др.).
В ангельском мире строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов, она делится на три класса, а каждый класс подразделяется на три лика. Самая известная классификация ангелов описана Дионисом Ареопагитом:
- первая иерархия: серафимы, херувимы, престолы;
- вторая иерархия: господства, силы, власти;
- третья иерархия: начала, архангелы, ангелы.
Серафимы из первой иерархии, поглощены вечной любовью к Господу и почитанием Его. Это они окружают Его трон. Эти серафимы представители Божественной Любви чаще всего с красными крыльями и держат в руках зажженные свечи. Херувимы представители Божественной Мудрости знают Бога и поклоняются Ему. Их изображают в золотисто-желтых и голубых одеяниях. Иногда в руках у них книги. Престолы поддерживающие трон Господа они выражают Божественное Правосудие. Чаще их изображают в мантиях судей с жезлом власти в руках. Считается, что славу они получают непосредственно от Бога и даруют ее второй иерархии.
Вторая иерархия состоящая из господств, сил и властей, они являются управителями небесных светил и стихий. В свою очередь,они проливают полученный ими свет славы на третью иерархию . Господства символизипуют власть Господа . Они носят короны, скипетры и иногда державы, как символы власти . Силы держат в руках белые лилии или красные розы, как символы Страстей Господних. Власти облачены в доспехи воинов — они победители злых сил.
Благодаря третьей иерархии происходит контакт с сотворенным миром и с человеком,так как представители ее являются исполнителями воли Божьей. Начала управляют судьбами людей , архангелы же являются небесными воинами, а ангелы — это посланники Бога к человеку. Кроме перечисленного сонм ангелов является небесным хором.
Этот план расстановки небесных стал основой для теологического обоснования структуры небесных сфер и средневековой картины мира. По этому плану херувимы и серафимы были ответственны за сферу неподвижных звезд, престолы - за сферу Сатурна, господства - Юпитера, силы - Марса, власти - Солнца, начала - Венеры, архангелы - Меркурия, ангелы - Луны, ближайших к Земле небесных тел.
Руководил всем ангельским воинством Денница — это был самый могущественный, приближённый к Богу ангел. Он настолько возгордился своим высоким положением среди всех прочих ангелов, что сам захотел стать выше Бога, из-за чего был низвергнут . Ему удалось совратить множество ангелов из разных чинов. И тогда Архистратиг Михаил призвал их оставаться верными Богу, он возглавил воинство светлых ангелов, и сразил Денницу (которого стали называться диаволом, сатаной и пр., а другие падшие ангелы стали бесами, , чертями , демонами и пр.). И произошла война на Небе, в результате нечистая сила была низвергнута в «преисподняя земли», в ад, где и стала царством Веельзевула, со своей иерархией. Падшие не до конца лишены своего могущества и, с разрешения Бога, могут внушать людям греховные мысли и желания . Но людям помогают и добрые ангелы, их больше, чем бесов .
В Православии есть представление об ангелах-хранителях, их посылает Бог каждому человеку сразу же после его крещения. На людей охотятся и демоны, желающие погубить его душу. В сердце каждого человека ведётся «невидимая брань». Почти всегда Бог не Сам лично является людям, а доверяет своим ангелам донести Свою волю. Такой порядок установлен Богом, для того, чтобы большее число личностей было вовлечено в промысл Божий.
За каждого христианина Церковь земная с небесными покровителями возносит особые молитвы, и Бог печется о них.
У каждого Ангела как (и у беса) разные способности. Одни «специализируются» на добродетел , другие укрепляют веру и т.д. Так же и демоны — одни нагоняют блудные страсти, другие — гнев, тщеславие, и т. д. Сила Ангелов даруется Богом. Это он определяет те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые были показаны во многих христианских сказаниях:
o быть невидимым для физического зрения;
o способность к полёту в духовном;
o способность к проявлению в материальном:
o способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
o видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
o способность уничтожать целые города;
o возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме